В последнее время отечественная оборонная индустрия большое значение придает созданию бронированных автомобилей. Сейчас речь пойдет об одном из таких броневиков, который получил название ЗИЛ «Каратель». Автомобиль сразу бросается в глаза своей не совсем привычной внешностью. Вот и пришла пора выяснить, что еще способен предъявить «Каратель» кроме экстравагантного вида.
Цель проекта состояла в создании автомобиля, оснащенного улучшенной броней и предназначенного для спецподразделений. Учитывая, что уже выпускается хорошо показавший себя «Тигр», новому автомобилю предстоит выдержать не шуточную конкуренцию. Проект уже находится на финальной стадии разработки и практически готов.
На данный момент ЗИЛ «Каратель» больше похож на автомобиль из какого-нибудь фильма, вроде «Безумный Макс», чем на военный броневик. Это и стало одной из причин заинтересованности гражданских лиц в машине.
Краткая история создания ЗИЛ «Каратель»
Руководство российской армии уверено в необходимости взять на вооружение легко бронированный автомобиль, и вскоре было принято решение о начале работ над транспортным средством, имеющем грузоподъемность около 2 тонн. При создании ЗИЛ «Каратель» перед коллективом разработчиков стояло условие, о возможности ведения кругового обстрела из автомобиля.
О размещении экипажа большой вопрос не стоял. Водитель, как и положено, будет находиться слева, на соседнем кресле расположится командир экипажа, а между ними должен быть установлен ложемент для стрелка. Вот таким плавным получается переход к внешности «Карателя».
В работе над автомобилем работал инженер Степанов Андрей. Он очень хотел создать броневик, но одновременно он был большим поклонником ралли Дакар-Париж. По его мнению, «Каратель» должен был быть сконструирован так, чтобы быть боевым автомобилем и одновременно смог принять участие в ралли.
Технические данные ЗИЛ «Каратель»
В качестве силового агрегата на ЗИЛ «Каратель» используется мотор итальянского производства Cummins, работающий на тяжелом топливе. Его мощность составляет порядка 180 «лошадей», а в качестве трансмиссии использована 5-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF, германского производства. Возникает резонный вопрос: автомобиль имеет хоть что-то произведенное в России? Оказалось есть.
Раздаточная коробка, подвеска и мосты были взяты у КамАЗа. Размеры ЗИЛ «Каратель» составляют 6,33/2,4/2,56 (длина/ширина/высота) метров. Вес шасси машины без учета брони равен 4,5 тонны, а полная масса составит около 8 тонн. Автомобиль способен взять на борт 10 бойцов. По шоссе броневик сможет передвигаться со скоростью 120 км/ч, а по «грунтовке» — 30 км/ч. Есть информация, что ЗИЛ «Каратель» способен преодолевать водные преграды, но пока она не была подтверждена разработчиком.
Сейчас планируется заменить двигатель Cummins на отечественный, но появились проблемы, связанные с большим расходом топлива. Сейчас ведутся работы по модернизации ЯМЗ-7Э846, но информации о ходе их проведения пока нет.
Достоинства и недостатки ЗИЛ «Каратель»
Достоинств пока обнаружено меньше. Сразу стоит сказать, что в сравнении с простым БТР ЗИЛ «Каратель» имеет более простую конструкцию и стоит дешевле. Для легковооруженных пехотинцев автомобиль будет очень полезен.
А теперь о недостатках. Во-первых, на автомобиле очень много стекла, хотя оно конечно пуленепробиваемое. Во-вторых, непонятно отчего на броневике отсутствует турель. Автомобиль-то боевой. И в-третьих, при создании ЗИЛ «Каратель» использовалось большое количество комплектующих, выпускаемых за пределами страны. Это только основные недостатки, которые можно заметить сразу.
К ним можно добавить и большое количество проемов под двери и окна, а также люк. В сегодняшнем виде ЗИЛ «Каратель» наверняка не сможет пережить попадания фугаса даже не большой мощности. Оптика и зеркала, не имеют ни какой защиты и в реальных боевых условиях от них очень быстро ничего не останется.
Можно еще продолжать и дальше, но пора остановиться и сделать вывод – в своем нынешнем состоянии ЗИЛ «Каратель» для принятия на вооружение не подходит. Также весьма туманны и перспективы его производства, при условии, что он все же будет одобрен военными. Предприятие ЗИЛ, занимающееся его создание практически не работает. Кто возьмется его выпускать – большой вопрос.